Кейс 1. Термиты и гималайское искусство: взгляд изнутриТрадиционное искусство этнических групп Гималаев или как его принято называть в среде коллекционеров и арт-дилеров «племенное искусство» имеет относительно недолгую историю изучения и представлено в основном в частных собраниях.
Несмотря на отсутствие достаточной искусствоведческой базы и отсылок к коллекциям в государственных музеях, а также вследствие целого ряда социокультурных обстоятельств — интенсификации туристического потока и исследований в области антропологии в гималайском регионе начиная с 1970-х гг., изъятия и перемещения предметов для реализации на арт-рынке, миграции населения (включая прибытие тибетских беженцев), утраты традиций в деревнях и прекращения передачи мастерства следующим поколениям — сегодня можно констатировать последовательный рост интереса к культурам гималайского региона и к искусству народов Гималаев.
Исследователями племенного искусства на этапе формирования первых коллекций предприняты конкретные шаги, позволившие развеять некоторые вымыслы и спекуляции (например, о традиции использования масок во время ритуалов, проводимых гималайскими шаманами-джакри), однако остается ряд вопросов, требующих специальных знаний и сотрудничества со специалистами других научных областей:
- востоковедения: с искусствоведами, лингвистами о наименованиях и классификации предметов материальной культуры (сопоставление названий на хинди, тибетском, непальском языках и различных диалектах);
- ботаники: с дендрологами (определение видов растений, древесных пород, используемых для изготовления исследуемых предметов);
- зоологии: с энтомологами и другими профильными специалистами.
Диалог культуролога Д.А.Кораблина и энтомолога А.В.Сочивко представляем ниже: